Материально - техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
1. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности , в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В здании ДОУ организованы специализированные помещения (залы, тематические кабинеты, зоны, центры) для занятий с детьми, предназначенные для поочерёдного использования группами/подгруппами/индивидуально воспитанников, детскими объединениями:
- Музыкальный зал;
- Физкультурный зал;
- Изостудия;
-Детская библиотека;
-Игровой зал «ИграйКА»;
-Центр развивающих игр «УмНЯШКИ»;
- Мини-музей русского крестьянского быта «Горенка»;
-Сенсорная комната (светлая и темная);
- Кабинет учителя-логопеда – 3;
-Кабинет учителя-дефектолога;
-Кабинет педагога-психолога;
-Центральная галерея здания оборудована несколькими образовательными зонами: «Государственная символика РФ», «Выставки детских работ», настенные дидактические панели «Во саду ли в огороде», «Буккроссинг для детей и взрослых»;
-Лестничный блок «Мой родной город Ливны»;
-через весь общий переход между блоками на стене размещены наклейки-нейрогимнастика «Кулачок-ребро-ладошка», а также «Правила безопасного поведения для детей».
Во всех кабинетах, залах, центрах создана развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая современным требованиям. Они полностью обеспечивают необходимый уровень охраны здоровья детей, позволяют более полно удовлетворять двигательные потребности каждого ребенка, воспитывают интерес к разным видам детской деятельности.
В ДОУ 12 групповых помещений. В группах оборудованы пространства для разнообразных видов детской деятельности. РППС ДОУ обеспечивает возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда организована в виде мобильных центров детской активности: центр двигательной активности, центр безопасности, центр игры, центр конструирования, центр экспериментирования, центр патриотического воспитания, книжный уголок, центр театрализации и музицирования, центр уединения.
Развивающая среда групп отвечает требованиям ФГОС ДО: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, доступная, безопасная.
В каждой группе имеются большие настенные пособия «Коврограф» или «Фиолетовый лес» - игровая технология «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича В.В., а также напольные деревянные конструкторы Поликарпова, мягкие модули.
В оформлении групп используется интерактивное «говорящее» или «думающее» пространство. В каждой группе созданы различные напольные проекции: классики, соты, полукруг или круг с секторами, геометрические фигуры, буквы, цифры, наклеенные прямо на пол (технология «Интерактивный пол» Л.Кругловой).
В проектировании развивающего пространства активно используются все помещения групповой ячейки – игровая, раздевалка, спальня, а в них стены, потолок, двери, защитные экраны батарей, мебель и др.
Дошкольное образовательное учреждение являлось участником государственной программы «Доступная среда» и с 2017 года осуществляет инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ и детей с инвалидностью.
В учреждении созданы условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования, условия для их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности. Три входа в здание оборудованы пандусами. Центральный вход оборудован кнопкой вызова персонала для инвалидов-колясочников. Все помещения 1 этажа здания (медицинский блок, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога, сенсорная комната, игровой зал «ИграйКА», Центр развивающих игр «УмНЯШКИ», 2 групповых помещения, общая санитарная комната) доступны для детей-инвалидов всех категорий, в том числе для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В группах созданы специальные условия, например, утяжеленные одеяла для детей с РАС, парты для детей с ДЦП, ортопедический стул для ребенка с ДЦП, сухие бассейны и т.д.
Доступность среды для детей с ОВЗ и с инвалидностью:
- группы комбинированной направленности оснащены игровым оборудованием, которое интересно и доступно как нормативно развивающимся детям, так и детям с ОВЗ. Педагогами используется развивающий потенциал игровых пособий, применяются задания с несколькими «ступенями сложности».
- в группах компенсирующей направленности для детей с РАС, ТМНР, ТНР имеется необходимое оборудование для игр, познавательного, художественно-эстетического и физического развития детей с инвалидностью.
Специальные дидактические материалы в группах компенсирующей направленности для разных категорий детей с ОВЗ:
- Для детей с нарушением речи – уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.
-Для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.
-Для детей с нарушением слуха – игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий, схемы составления описательных рассказов, предложений, схемы последовательности действий, модели по изучению тем недели в соответствии с календарно-тематическим планированием.
-Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – мини-коврографы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
Материально-техническое обеспечение, оснащение образовательного процесса и развивающая среда детского сада находится на достаточном уровне в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО и соответствует всем требованиям СанПиН.
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательной деятельности
- Презентация "Доступная среда"
- Презентация "Образовательное пространство детского сада"
Территория ДОУ используется в организации образовательной деятельности
ДОУ расположено в глубине микрорайона, вдали от автомобильных дорог. Территория ДОУ хорошо озеленена. Участки прилегающей территории закреплены за группами, отделены друг от друга аллеями кустарников, имеют травянистое покрытие и асфальтированные дорожки. На каждом участке имеются теневые навесы, песочницы, домики, игровые элементы (автобусы, машины, качели и др.). Размеры участков позволяют проводить активные подвижные игры. Кроме этого, на территории детского сада размещен игровой комплекс для детей с ОВЗ, в том числе инвалидов-колясочников.
На территории детского сада имеются центры межгруппового общения и организации образовательной деятельности:
-спортивная площадка, здесь проводятся физкультурные мероприятия на свежем воздухе, спортивные игры, эстафеты, соревнования, праздники;
- 2 площадки «Классики» и разметки для подвижных и развивающих игр;
- «Перекресток» по БДД, который включает элементы организации дорожного движения (пешеходный переход, тротуары, проезжую часть, имеется выносное оборудование к нему - знаки дорожного движения на стойках, светофор, коляски кукольные, самокаты, велосипеды и т.д.);
-центры озеленения «Огород у тетушки Арины», цветники «Цветик-семицветик» закреплены за каждой группой.
- Презентация "Огород и цветники"
- Прогулочные участки и игровые площадки